?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В январе 2012 ожидается появление на книжных полках Москвы новой книги Дмитрия Гаврилова и Станислава Ермакова, посвящённой роли «хмеля» в традиционной культуре.



В сети книга уже появилась - http://my-shop.ru/shop/books/1147769.html?partner=240

Я тоже позволю себе высказаться касательно этой новости. Тем более что я, в отличие от остальных, эту книгу уже прочла. (Есть у меня маленькие привилегии, ага :) )

Сейчас, с лёгкой руки Топорова и Иванова, основным мифом считается т.н. «Грозовой миф», смысл которого – противостояние Велеса и Перуна. Перун пасёт небесные стада, Велес ворует небесных коров (а ещё славу и баб-с :) ).
К этому мифу всегда было много вопросов. Он вполне мог быть, но считать его основным сложно, стоит хотя бы вспомнить иерархию и «возраст». Велес намного древнее Перуна, Перун молодой бог; может ли бог, появившийся в пантеоне довольно поздно, быть персонажем самого древнего, ключевого мифа?
В книге этот миф рассмотрен, со всеми плюсами и минусами, поэтому разбирать его здесь не буду.

Итак, главный тезис книги говорит о том, что основным языческим мифом мог быть «Хмельной миф» (собирательство плодов, из которых готовили хмельное, древнее скотоводства).
При современном отношении к алкоголю и, особенно, отношении к алкоголю в языческой среде, этот тезис выглядит достаточно провокационно. Но миф не о пьянстве, как многие могут подумать, а о роли «хмеля» в языческой картине мира.

Дело в том, что в древности ликёро-водочных заводов не было, производство хмельных напитков проводилось в домашних условиях. Продовольственного изобилия тоже не было, все продукты были «привязаны», существовали, в определённые периоды времени. И холодильников не было. То есть, изготовить алкоголь когда угодно, в любых количествах, и хранить сколь угодно долго, было невозможно. «Хмельные» напитки были редкостью, деликатесом.
Отдельно по технологии. Основная технология – брожение. То же самое брожение используется при приготовлении теста. Кто помнит мифологию хлеба, тот знает: брожение равно жизни, тесто – живой организм, маленькое божество. В «хмельной» отрасли примерно то же самое.
В общем и целом: «хмель» - редкий, живой (!) продукт, значит, имеет особую ценность.
«Хмельные» напитки употребляются только по праздникам ввиду «дороговизны» и особой мифологической ценности. Эти напитки священны.

Отдельно можно выделить «ритуальный эффект».
Я не буду пересказывать книгу, или мифологию, просто напомню: священное опьянение – явление известное большинству народов мира.
Это не значит, что творить чудеса можно только по пьяни, дело в другом – способности психделиков «переключать» сознание.
Современному человеку, который ведёт другой образ жизни и употребляет каждую пятницу, это понять сложно.
Наша современность породила ещё один миф, распространённый в среде «экстрасенсов», что алкоголь снижает качество магической работы и делает её невозможной. Я не спорю, но раскритиковать это заявление достаточно легко, стоит взглянуть на людей такого толка, многим из них не нужен психоделик, т.к. они постоянно пребывают в лёгкой «изменёнке». Они могут позволить себе постоянную «изменёнку», особенно если занимаются «экстрасенсорикой» профессионально.
У древнего человека, который пахал, как проклятый, таких возможностей не было. Думаю, ему даже некогда было думать о духовном, только если в праздники. В этом случае, алкоголь может не снижать, а усиливать качество «магической работы».
Плюс – психоэмоциональная настройка. Современный человек пьёт просто алкоголь, древний пил божественный напиток. (Из аналогий - эффект Плацебо.)

Фактически, книга посвящена мифологии «хмеля» и употреблению его в рамках языческой традиции.
И, подчеркну, роль «хмеля» в языческой традиции не связана с пьянством, и очень сильно отличается от современного восприятия и употребления алкоголя.
(И ещё она о трезвости, но вы ведь в это не поверите…)

Метки:

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
konung_ogin
28 дек, 2011 09:50 (UTC)
Водка - это не просто напиток, это часть национальной идеи! (с)
as_gavrilova
28 дек, 2011 12:04 (UTC)
Всё как раз наоборот.
Но примитивно мыслить не запретишь...
konung_ogin
28 дек, 2011 15:16 (UTC)
Я привёл пример современного массового мифотворчества, сам ведь я мыслю не примитивно, надеюсь, что Вы это понимаете. Есть такое понятие - журналистские штампы. Есть и массовые мифы, которые не всегда совпадают с реальностью, но всё же... Согласно современным мифам, русские являются самой пьющей нацией в мире. Этот миф придумал не я, но дыма без огня тоже не бывает.
xtrabass
28 дек, 2011 09:54 (UTC)
А не слишком ли это выставлять хмель краеугольным камнем?
as_gavrilova
28 дек, 2011 10:09 (UTC)
Слишком - это осуждать Пастернаков, не читая :)

Подробнее http://lodya.ru/forum/index.php?topic=10574.0
xtrabass
28 дек, 2011 10:28 (UTC)
О, я как раз поддерживаю то, что я сумел узнать о этой книге, кроме того что "хмельной миф" - начало всех начал.
konung_ogin
28 дек, 2011 10:32 (UTC)
Поддерживаю! И больше ни слова не скажу ни об этом "мифе", ни о неудачном названии этой книги...
as_gavrilova
28 дек, 2011 12:03 (UTC)
Огин, только не надо заводить старую шарманку, дескать на Украине живут одни праведники :) целомудренные праведники! :)
konung_ogin
28 дек, 2011 15:17 (UTC)
Я этого не говорил. У нас проблема алкоголизма тоже одна из самых острых в обществе.
as_gavrilova
28 дек, 2011 12:02 (UTC)
Эх, молодость :)
Мёд поэзии и Доля рифмоплётов :)
xtrabass
28 дек, 2011 12:11 (UTC)
:) Просто, не преувеличено ли значение?
as_gavrilova
28 дек, 2011 13:56 (UTC)
учите матчасть :)
xtrabass
28 дек, 2011 14:15 (UTC)
Почему не грибы тогда?
as_gavrilova
28 дек, 2011 14:44 (UTC)
Ответ выше - учите матчасть :)
( 16 комментариев — Оставить комментарий )