?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прикинусь умной и тоже порассуждаю за литературу...
А то чёта все коллеги рассуждают, а я как-то нет...

Кроме того, что я являюсь автором, я ещё типичный (даже типичнейший) представитель ЦА любовного фэнтези. По моим симпатиям можно сверять и предсказывать рейтинги книг.
Но моё становление как читателя происходило во времена, когда любовного фэнтези ещё не существовало. В то дремучее время были только фантастика и фэнтези.

Свой читательский путь я помню очень хорошо... И в свете моей нынешней профессии, и нынешней ситуации, этот путь кажется мне интересным и, возможно, поучительным.

Я ненавидела читать! Всегда, с первых лет жизни.
Меня соблазняли чтением, завлекали, заставляли, а порой даже насиловали книгами. И что-то я всё-таки читала, но отнюдь не добровольно.
А потом, когда мне было лет 14 (это где-то 1997 год), я увидела у подруги книгу Марии Семёновой "Волкодав". Понятия не имею, что торкнуло изначально, но книгу я отняла и прочитала.
Потом мне дали "Ведьмака" Сапковского. Потом попался в руки Асприн.
И всё. Ночь на дворе, но читателя было не остановить.

Я начала читать запоями.
Но потом запои закончились, потому что закончились интересные мне книги.
То есть книг было море, а читать нечего. Тем не менее я пыталась, и допыталась до того, что на следующие несколько лет перестала читать художественную литературу вообще.
Я с огромным удовольствием читала учебники, научпоп, околофилософские книги и т.п. А художку - ни за что!
А потом появился жанр любовного фэнтези (именно как жанр), и я опять на какое-то время пропала...

Вопросом "а что не так с другими книгами?" я раньше не задавалась.
Сейчас тоже, в общем-то, не задаюсь, но ответить на него могу.
Часть книг - это просто "не моё". Вторая часть - это книги из категории, сорри за грубость, "хорошо написанное говно".
То есть книга написана хорошо, технично, там не к чему придраться, а вот не цепляет и всё. Не оставляет никаких эмоций или воспоминаний. Ничего не оставляет. Включая желание "дожевать этот кактус до конца".

И мне кажется, что книг из второй категории всё-таки больше. И есть у меня такое чувство, что именно эта штука, именно такой подход к написанию книг, привёл к сильному падению спроса на фантастический жанр в целом.
В ромфанте это явление тоже есть, но так как жанр молодой, оно выражено меньше. Девочек ещё не научили писать "как надо". И именно этот момент позволил любовному фэнтези занять те позиции, которые оно в данный момент занимает.

Ведь в чём главное отличие любовного фэнтези от мужской фантастики? Девочки, в большинстве, ставят техничность написания на второе место. То есть выдать "хорошо (технично) написанное говно" им априори труднее.
И читатель в любовном фэнтези, обычно, стоит выше автора. То есть у девочек нет цели самоутвердиться и покрасоваться перед читателем. Девочки просто пишут истории. (Опять-таки в большинстве своём, и я сужу по издающимся авторам.)

И к чему я это всё накатала-то....
К тому, что сейчас я снова наблюдаю повторение ситуации, только не в текстах, а в смежной сфере.
Ясно, что книги из разряда "хорошо написанное говно" не просто так появлялись. Они появлялись потому что были востребованы издателем. Тиражи и интерес всё падали, а издатели всё продолжали гнуть ту же линию.
В итоге, когда растущий на обочине "сорняк" любовного фэнтези "вдруг" (ага, капец как внезапно и беспричинно))) занял высокие позиции, все так удивились, так офигели... Так офигели, что даже выводы до сих пор сделать не могут. (Кроме самого примитивного - качай бабло, пока не поздно. Кстати, поздно.)

Вот то же самое сейчас происходит и с обложками. В частности, с обложками к ромфанту.
Тот факт, что с обложками проблема, известен давно и всем, но все почему-то смотрят на какие-то мелочи - коллажирование. и т.д. и т.п. А закономерность-то на поверхности лежит, и она очень проста... Есть привычка. И эта привычка диктует, что "техничность" превыше всего. Содержание и воздействие обложки уходит на второй план, если есть недочёты в технике исполнения. А если техничность хорошая, то... какое нафиг содержание и восприятие? Какой такой посыл? Ведь технически всё верно, то есть придраться не к чему!
В итоге мы имеем... хорошо нарисованное говно. Я бы даже сказала тонны хорошо нарисованного говна.

Чем подобная ситуация может закончится?
Сегодня побуду оптимистом и скажу, что всё наладится. Обязательно придёт новое поколение художников, которые будут проповедовать другой взгляд. И у них всё получится!
А позже, когда их заметят, на них будут лить помои, как сейчас льют на ромфант, но им будет пофиг. Потому что они будут знать, что правы. И никто их с этого пути не подвинет.

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
bloody_icon
21 май, 2016 09:12 (UTC)
Я бы сказал, что многие технично пишущие авторы пренебрегают крючками, цепляющими читателей за голое мясо, вырывающими с кровью эмоции. Мария Семёнова развешивает эти крючки на каждом шагу, не стесняясь грубо давить на чувства. Сапковский тоже это делает, большой умелец в этом отношении Лукьяненко. И то, что у последнего можно объяснить специальным образованием, девочки делают интуитивно, поскольку умеют в реальной жизни эти эмоции из родителей и мальчиков извлекать.
Слава эволюции высших приматов! :))
as_gavrilova
21 май, 2016 09:27 (UTC)
>Я бы сказал, что многие технично пишущие авторы пренебрегают крючками, цепляющими читателей за голое мясо, вырывающими с кровью эмоции.

Ну да. Но, имхо, тут не уровень эмоциональности автора играет (мальчики не менее эмоциональны чем девочки, и манипулировать эмоциями тоже умеют).
Просто кто-то пишет для читателей, а кто-то для самоутверждения. Мальчики более склонны доказывать всем и вся, что они умные. А если цель книги - доказать, что ты умнее, то крючки, которые есть инструмент воздействия на читателя, а не собственное эго, отходят на второй план. Вот и получается.

>Слава эволюции высших приматов! :))
И мужскому эго! :)
bloody_icon
21 май, 2016 09:35 (UTC)
"Часто бывает, что честь враждует с пользой" ;-)
Не скажу за всех мальчиков, но лично я в своих произведениях использую крючки редко и весьма дозированно, хотя понимаю их благотворное воздействие на читателей. Могу объяснить эту узду нежеланием прослыть манипулятором. То есть можно включить слёзодавилку, но получится одноногая собачка, запрещённая на "Грелке" :))
А, может, и надо включить разок для эксперимента.
as_gavrilova
21 май, 2016 09:39 (UTC)
>А, может, и надо включить разок для эксперимента.
Однозначно надо :) Ибо эксперименты - это круто.
bloody_icon
21 май, 2016 10:05 (UTC)
"Без гнева писать в вредном - значит скучно писать".
В. И. Ленин
Светлана Аверкова
21 май, 2016 10:31 (UTC)
Книги, где сплошные крючки-слезодавилки, тоже далеко не всем нравится читать... не всем девочкам в том числе))) Эти крючки тоже инструмент, своеобразная приправа, с которой нужно четко соблюдать дозировку. А умение определять грань между в самый раз для конкретного произведения и перебор, наверное это и есть талант. А иначе это приводит к созданию того же самого технично написанного г.
bloody_icon
21 май, 2016 10:35 (UTC)
Вот, что-то меня и сдерживает утопить педаль в пол :))
Светлана Аверкова
21 май, 2016 11:25 (UTC)
Газовать может и надо осторожно, но без экспериментов тоже никогда не узнаешь свои истинные возможности. Во всем, как и в бухгалтерии, важен баланс)))
bloody_icon
21 май, 2016 11:30 (UTC)
Меня останавливает (пока останавливает) мысль, как потом с этим жить. Выйдет такая книга, и в окололитературной тусовке будут показывать пальцем: "А-а, это который сентиментальный роман написал, нет, спасибо, больше мне читать такого не хочется". :))
Хотя, со временем, желание реализовать наработки возьмёт верх над разумом.
as_gavrilova
21 май, 2016 11:33 (UTC)
> Выйдет такая книга, и в окололитературной тусовке будут показывать пальцем:

Ну если вам это критично, то всегда можно взять псевдоним... :)
bloody_icon
21 май, 2016 11:38 (UTC)
Нежелаемое-нежелаемое
Поскольку представляю собой набор комплексов и принципов, мнение тусовки критично, но псевдоним неприемлем. Вот где конфликт между сторонами характера!
as_gavrilova
21 май, 2016 13:27 (UTC)
Ну тогда да, тогда всё реально сложно :)
Елена е
22 май, 2016 12:05 (UTC)
Успех серии не в том, что девочки делают интуитивно, увы. А в том, что то, что девочки читали запоем раньше: определенных авторов, серии, жанры... там качество настолько упало, что уже невозможно читать. Вот и перетекла вся эта масса читателей в ромфант. Где качество, оно не так высоко, как кажется. Оно просто вдруг стало выше того, что читали раньше. За счет дикого падения качества этих самых читаемых раньше жанров, серий((
И дело не в хорошо пишущих девочках (все пишут так же, как и раньше), а в том, что хорошо пишущие мальчики ушли((
mersavchik
21 май, 2016 11:04 (UTC)
Мне нравится выражение - если тебе плюют в спину, значит, ты впереди. И вся эта истерия по поводу внезапной популярности женского фэнтези из той же серии. Да, кому-то непросто смириться с этим, очень непросто. Как-то принято было женское фэнтези ставить куда-то позади и издеваться над ним. Да, оно многое взяло из любовного романа. И что? Любовный роман, извините, был популярным задолго до всех этих сталкеров, метро, боевиков и прочего, прочего, прочего. Женщинам нравится читать сказки про любовь. С учетом того, что именно женщины сейчас становятся сильным полом - имеем право читать все, что угодно. Платим-то за это мы и своими кровно заработанными деньгами. Спрос рождает предложение, вот и все.
as_gavrilova
21 май, 2016 11:17 (UTC)
Плюсую!

(И выступаю за то, чтобы жанр продолжали недооценивать)) Такое отношение даёт больше свободы, и позволяет развиваться так, как хочется, а не так как надо))
( 16 комментариев — Оставить комментарий )