?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поступила в продажу книжка Мезгиря и Веледора "Русский питейный обычай".



Книга - рассказ о народной традиции потребления алкогольных напитков. Ещё не читала, но очень интересно! Тем более, что авторы лично практиковали многое из того, что описывают (по крайней мере слухи такие ходят:))
В любом случае, все застолья с их участием мы теперь называем "практикумом" :) Собственно как и застолья с участием Д.Гаврилова и С.Ермакова :)))

http://triglav.ru/forum/index.php?showtopic=95

"Книга Алексея Потапова и Сергея Дорофеева «Русский питейный обычай» посвящена развитию хмельного дела на Руси со Средневековья и до наших дней. Ее авторы в большей степени практики-технологи по изготовлению алкогольных напитков, чем знатоки-теоретики, поэтому некоторые их утверждения и построения по части истории и самого происхождения древнего хмельного обычая мне представляются спорными. Я, например, полагаю, что опьяняющий напиток на основе мёда, скорее всего, старше пива. Он появляется в эпоху преобладания собирательского и охотничьего уклада. Уже перезревшие плоды, какое-то время повисев на дереве под действием солнца, могли служить нашим предкам первым средством опьянения. Источником мёда были дикие пчёлы, приготовление же его не обязательно требует огня (!). А вот пиво – напиток, вероятно, уже земледельцев, которые сеяли зерно, а потом из него варили хмельное. Или, например, я склонен полагать, что «зелено вино» – это всего лишь молодое вино, а не водка… и т.д.

Но эти и другие разногласия гасит, а прочие мелкие недочёты возмещает собой рецептурная часть текста книги, содержащая полезные рекомендации по изготовлению и вкушению хмельных напитков. Книга «Русский питейный обычай» написана понятным и простым языком. Она содержит немало интересных сведений по технологии изготовления хмельных напитков, в основном доступной и широкому кругу потребителей. Правда, авторы не вдаются в осмысление того печального факта, что при полном огосударствлении производства хмельных напитков, то есть при нарушении обычая их календарного употребления, питие, как священная традиция, в современных условиях почти полностью утрачивает свой архаичный смысл. Вполне очевидно, что обрядовое «выпивание» не есть обыденное питие. Но писать об этом – задача отдельного издания. В книге эта тема затрагивается вскользь.

Я-то водки не пью вообще. И более 20-ти лет не употребляю пива «из магазина» и в разлив. Более того, на фоне разнузданной пивной рекламной кампании на телевидении и в виде огромных щитов на улицах Москвы испытываю нехорошие ощущения при одной мысли о том, что кто-то покупает это пойло и называет его «пивом».

Вместе с тем мне представляется заманчивой идея – довериться авторам, если они мне нальют чего-нибудь такого – домашнего. Химик по образованию, я склонен рассматривать приготовление хмельного напитка собственными руками не как «производство», а как одно из традиционных народных искусств. И поскольку пить «горячительного», безусловно, надо меньше и, желательно, только в тех случаях, когда выпить просто необходимо по русскому обычаю – за хмельным следует обращаться не к ремесленнику, а к мастеру.

В самом деле, при чтении отдельных страниц этого произведения просто «слюнки текли», и если бы не опыт длительного воздержания, я бы точно заглянул в холодильник в поисках ингредиентов и рискнул приготовить напиток по одному из рецептов. Но усилием воли я заставлял себя не отвлекаться от текста и руководствоваться в первую очередь, так сказать, «чисто этнографическим интересом», чего и всем читателям желаю."

Дмитрий Гаврилов

Метки:

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
earlyhawk
4 июн, 2009 16:04 (UTC)
А вот рецензия представителей "корп. культуры" =)

http://pagan.ru/forum/index.php?s=&showtopic=5870&view=findpost&p=45709
as_gavrilova
4 июн, 2009 16:38 (UTC)
Да просто завидуют :)))))))))))
( 2 комментария — Оставить комментарий )